Учебные занятия

По всем вопросам можно обратиться по телефону

Учебные занятия

Занятия лекционного типа

Лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса, часто сопровождающееся демонстрацией опытов и наглядных пособий. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи.

Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни.

С учетом этих требований каждая лекция в Институте:

– должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

– твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

– законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

– быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

– проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;

– обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы;

– находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

– отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

– быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

– излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

– быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, обосновать, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

Изложение содержания – основная часть лекции, в которой реализуются научное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.

Количество вопросов в лекции, как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно малое деление на части нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе.

Практические занятия.

Цель практических занятий – углубление, расширение, детализация полученных на лекциях знаний, выработка профессионально значимых умений и навыков.

На практических занятиях обучающиеся приобретают:

– навыки применения правовых норм к конкретным ситуациям;

– навыки толкования нормативных документов;

– умение находить нужные нормы среди многочисленных правовых актов;

– возможность проявить собственную индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать свою позицию.

Требования к планированию практических занятий:

1) как правило, они проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают учебную работу, начатую на лекции;

2) планы практических занятий должны соответствовать направленности лекционного курса и быть соотнесены с ним в последовательности изучаемых тем;

3) лектору рекомендуется посещать практические занятия для координации работы лекторов и преподавателей, ведущих практические занятия;

4) между лекциями и практическими занятиями планируется самостоятельная работа обучающихся по изучению специальной литературы, нормативных документов, конспектов лекций.

Этапы подготовки преподавателя к проведению практического занятия:

1) проработка темы занятия с привлечением новейших материалов, специальной литературы;

2) решение всех заданных задач, чтобы избежать неожиданностей и быть готовым ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой задачи;

3) составление плана проведения практического занятия: определение времени, которое потребуется на каждый этап занятия (вступление, обсуждение теоретических вопросов, решение задач, подведение итогов);

4) определение студентов, которых нужно опросить по данной теме, чтобы обеспечить равномерное участие всех студентов в учебной деятельности и проверку их знаний, умений, навыков;

5) обдумывание и определение задания для самостоятельной работы студентов на следующее занятие.

Структура практических занятий:

1) организационный момент: преподаватель приветствует студентов, делает отметки в журнале об отсутствующих, выясняет, все ли студенты подготовились к занятию, объявляет его тему и план;

2) ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

3) основная часть: обсуждение теоретических вопросов (15-20 минут) и решение задач (50-60 минут);

4) подведение итогов: преподаватель оценивает работу всей группы, объявляет и комментирует оценки, отмечает успехи и недостатки в работе конкретных студентов, дает задание на следующее занятие.

Преподавателю в отношении к выступающему на практическом занятии студенту не допускается:

1) перебивать выступающего;

2) давать обидные характеристики его выступления и тем более его личности.

Преподавателю в отношении к выступающему на практическом занятии студенту рекомендуется:

1) спокойно и терпеливо выслушать студента;

2) краткое замечание по ходу выступления можно сделать лишь в исключительных случаях (студент отклонился от сути задачи, сделал ошибку, влияющую на все выступление);

3) после выступления проводить доброжелательное обсуждение с подведением итогов дискуссии преподавателем и его объективной оценкой предложенных студентом решений;

4) тактично исправлять языковые ошибки студентов, добиваясь грамотного произношения.

Семинары

Семинар представляет групповое обсуждение темы учебной программы под руководством преподавателя и является одной из основных форм учебного процесса по федеральным государственным образовательным стандартам.

Семинар – форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студентами по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем с последующим оформлением в виде докладов и их совместного обсуждения.

Семинар в отличие от практических занятий имеет более теоретический характер и предназначен для углубленного изучения определенной дисциплины или ее раздела, овладения методологией научного познания.

Цель семинара–обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Основные задачи семинарских занятий:

— развитие творческого профессионального мышления студентов;

— овладение профессиональным языком изложения материала, навыками оперирования категориально-понятийным аппаратом;

— овладение умениями и навыками постановки и решения профессиональных проблем;

— формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения;

— углубление, систематизация, закрепление и контроль знаний, превращение их в убеждения.

Требования к организации семинара:

1) семинарские занятия тесно связаны с лекциями, однако учебный материал семинаров не дублирует лекционный материал, хотя и сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями;

2) руководящая роль преподавателя проявляется в планировании учебной работы, выделении существенных вопросов для обсуждения, подборе литературы для самостоятельного изучения, управлении процессом обсуждения;

3) как правило, на семинарские занятия выносится не более 4-5 основополагающих вопросов темы.

Контроль

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик и проводится по каждой дисциплине (модулю), практике, входящей в образовательную программу.

Контрольные мероприятия организуются и проводятся в часы, отведённые на контактную работу обучающихся с педагогическими работниками (далее – контактная работа), или в форме самостоятельной работы обучающихся.

Ответственность за систематичность и периодичность текущего контроля успеваемости обучающихся несут заведующие кафедрами и педагогические работники Института.

Каждое контрольное мероприятие подлежит оценке. Объём и уровень освоения обучающимися учебного материала оценивается в соответствии с критериями оценивания, установленными рабочими программами дисциплин (модулей), программами практик.

Педагогический работник, осуществляющий по дисциплине (модулю), практике текущий контроль и (или) внутрисеместровую аттестацию, обязан на первом учебном занятии (в первый день практики) довести до сведения обучающихся критерии оценивания и аттестации в соответствии с оценочными материалами дисциплины (модуля), практики.

Внутрисеместровая аттестация проводится по всем дисциплинам (модулям) в течение двух недель один раз в семестр (ноябрь, апрель) на основании распоряжения проректора по учебно-методической работе.

Внутрисеместровую аттестацию по дисциплине (модулю) проводит педагогический работник, ведущий занятия семинарского типа по данной учебной дисциплине (модулю).

При проведении внутрисеместровой аттестации по дисциплине (модулю) учитываются:

  1. Выполнение обучающимися всех видов контактной и самостоятельной работы;
  2. Результаты предусмотренных рабочей программой дисциплины (модуля) контрольных работ, тестов, коллоквиумов и т.п.;
  3. Выполнение домашних заданий и расчетных работ;
  4. Активность и результаты работы на занятиях семинарского типа;
  5. Выполнение лабораторных работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины (модуля);
  6. Посещаемость учебных занятий;
  7. Результаты текущего контроля успеваемости.

Система оценки знаний в период внутрисеместровой аттестации – пятибалльная: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлет-ворительно», «аттестован», «не аттестован».

  1. Запись «аттестован» в аттестационную ведомость вносится в случаях, если продемонстрированные обучающимся знания соответствуют оценкам: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
  2. Запись «не аттестован» в аттестационную ведомость вносится в случае, если продемонстрированные обучающимся знания соответствуют оценке «неудовлетворительно», в том числе в случае систематической неявки обучающегося на занятия при отсутствии уважительных причин.

Итоги текущего контроля успеваемости фиксируются в Журнале контроля текущей успеваемости.

Результаты внутрисеместровой аттестации подлежат анализу на заседаниях кафедры и Совета факультета (филиала).

 

Промежуточная аттестация

Основными формами промежуточной аттестации (контрольными мероприятиями) являются:

  1. Зачет по дисциплине (модулю);
  2. Дифференцированный зачёт с оценкой по курсовой работе;
  3. Дифференцированный зачёт с оценкой по дисциплине (модулю);
  4. Дифференцированный зачёт с оценкой по всем видам практик;
  5. Экзамен по дисциплине (модулю).

Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения дисциплин (модулей), разделов дисциплин (модулей), практик в сроки, предусмотренные календарным учебным графиком и расписанием экзаменационных сессий.

Для обучающихся очной формы обучения зачеты и зачеты с оценкой по дисциплинам (модулям) проводятся до начала экзаменационной сессии без выделения специального бюджета времени. Зачеты проводятся в день последнего в данном семестре занятия по соответствующей дисциплине (модуле) в соответствии с рабочей программой.

Экзамены сдаются в период экзаменационной сессии в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием экзаменов;

Защита курсового (проекта) работы проводится до начала экзаменационной сессии.

Обучающиеся заочной формы обучения все формы промежуточной аттестации проходят в период экзаменационной сессии. Защита курсового проекта (работы) проводится до экзамена (зачета, зачета с оценкой) по соответствующей дисциплине (модулю).

Педагогический работник доводит до сведения обучающихся на первом учебном занятии (в первый день практики) перечень вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию, и критерии оценивания знаний, умений и навыков согласно оценочным материалам.

Зачеты принимаются педагогическими работниками в соответствии с закрепленной учебной нагрузкой на учебный год.

Результаты зачета заносятся в зачетно-экзаменационную ведомость. Если обучающийся не явился на зачет, в ведомости напротив фамилии обучающегося делается запись «не явился». Неявка на зачет без уважительной причины приравнивается к оценке «не зачтено».

В зачетную книжку выставляется соответствующая оценка, полученная обучающимся. Заполнение зачетной книжки до внесения соответствующей оценки в ведомость не разрешается. Оценка «не зачтено» в зачетную книжку не ставится.

Экзамены принимаются педагогическим работником, ведущим занятия лекционного типа по дисциплине (модулю).

Результаты экзамена заносятся в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку обучающегося. Если обучающийся не явился на экзамен, в ведомости напротив фамилии обучающегося преподавателем делается запись «не явился»;

Неявка на экзамен без уважительной причины приравнивается к оценке «неудовлетворительно»;

Заполнение зачетной книжки до внесения соответствующей оценки в зачетно-экзаменационную ведомость не разрешается. Оценка «неудовлетворительно» в зачетную книжку не выставляется;

Заполненная зачетно-экзаменационная ведомость подписывается педагогическим работником и сдается в деканат (заместителю директора филиала по УМР) в день проведения зачета (экзамена). Педагогические работники филиалов заполняют ведомости в двух экземплярах, один из которых хранится в филиале, второй передается в деканат Института в день проведения зачета (экзамена), электронная копия предоставляется через подсистему электронного документооборота;

По итогам промежуточной аттестации педагогический работник предоставляет отчёт (анализ) по дисциплинам (модулям), практикам заведующему кафедрой (директору филиала).

Приложение: зачетно-экзаменационная ведомость.

Тестирование

  1. Демо-тестирование представляет собой тестирование демонстрационного варианта теста, который дает возможность любому участнику тестирования составить представление о структуре вариантов тестов, типах заданий и уровнях их сложности и предупредить возможные ошибки.
  2. Тренинговое тестирование (самотестирование) как обучающая технология является разновидностью самостоятельной работы обучающихся.
  3. Тестирование в рамках текущего контроля успеваемости (диагностическое тестирование) может проводиться педагогическим работником в форме аудиторной и внеаудиторной работы, в том числе на занятиях семинарского типа для выявления уровня освоения учебного материала обучающимися и их готовности к дальнейшему обучению, проверки качества освоения знаний, умений по определенным темам, модулям, разделам дисциплины и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
  4. Тестовые задания промежуточной аттестации (при наличии) должны охватывать весь объем изучаемой дисциплины (модуля). Тестовые задания по всему материалу дисциплины (модуля) используются в качестве контрольно-методического обеспечения и являются средствами оценивания освоения обучающимися знаний, умений и владений в компетентностном формате. Тестирование в рамках промежуточной аттестации может проводиться в аудиторной форме.
  5. Тестирование с целью проверки остаточных знаний проводится для определения уровня знаний, которые остались в памяти обучающихся по истечении определенного времени (не менее шести месяцев после прохождения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) реализуемой образовательной программы).
  6. Тестирование может проводиться в письменной и (или) компьютерной формах.
  7. Компьютерное тестирование может использоваться для всех перечисленных видов тестирования: демо-тестирование, самотестирование, тестирование в рамках текущего контроля успеваемости, в рамках промежуточной аттестации, тестирование с целью проверки остаточных знаний.